г. Самара, Российская Федерация,
+7(937) 984-31-00
Режим работы:
звоните с 9.00 - 21.00 без выходных
settings_phone Обратный звонок

Идеи и смыслы

19.05.2024 Категория: Статистическая обработка данных Просмотров: 360 Комментариев: 0

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Программа обучения по теме:

Базовые методы СТАТИСТИКИ в практической работе школьного психолога.

В программе семинара:

основные термины и понятия, используемые в статистике;

применение статистических методов, используемых в психологии (на практических примерах).

Ведущий: с.н.с. Еграшкин Игорь Александрович

1.                    Введение                                                                                                                        

2.                    Шкалы и их влияние на последующие процедуры статистической обработки.                                                                                                                        

3.                    Понятие среднего и связанных с ним понятий.                                                                                                                        

Понятие средней тенденции для различных типов шкал.                                                                                                                                         

4.                    Проверка статистических гипотез. Выбор нулевой гипотезы. Ошибки и значимость полученных результатов.                                                                                                                        

Работа с таблицами                                                                                                                                         

 

Здесь представлен полный текст

Понятие среднего и связанных с ним понятий.

o Шкалы и их влияние на последующие процедуры статистической обработки.

o Понятие средней тенденции для различных типов шкал.

o Проверка нормальности распределения.

o Дисперсия.

Проверка статистических гипотез.

Ошибки и значимость полученных результатов.

Работа с таблицами

Особенности анализа одномерных и двумерных таблиц.

Анализ качественных признаков.4

1. Введение

Всякое событие имеет определенную характеристику причинно-следественной связки, которая определяет его повеление:

Динамичность точные законы

Случайность статистические закономерности

Неопределенность закономерные исходы

Ситуации могут быть описаны различным образом в зависимости от тех параметров которые вы считаете важными. Сами ситуации ограничены либо пространственно либо временным образом. Можно выбрать множество объектов – например учащиеся класса, бизнесмены. В то же время можно выбрать одного человека и измерять его пульс в разных состояниях.

Основные закономерности ситуации служат тем критерием, на основании которых мы можем отделить тип присущих этой ситуации законов в сфере наук о человеке.

Если законы происходят без прямого участия человека – это динамические законы. Сюда можно отнести закономерности в сфере техники.

Если закономерности происходят под частичным управлением человека – статистические закономерности. Эта наиболее часто встречающееся положение.

Если закономерности происходят под непосредственным контролем нескольких участников – неопределенные исходы.

Статистика – наука о поведении случайных множеств находящихся в состоянии устойчивости. Математическая статистика состоит из двух главных частей – концепции эталонов (теория вероятности, математический анализ), концепции выборок (статистики T? Хи-квадрат, Стьюдента) и теории согласования эталонов с выборкой (вычисление уровня ошибок, значимости).

В ходе статистической обработки исследователь, как правило, имеет дело с последними двумя частями. То есть он сначала создает выборку объектов исследования а затем ищет статистические закономерности и проверяет значимость результатов.

 

 

2. Шкалы и их влияние на последующие процедуры статистической обработки.

Всякое эмпирическое исследование предполагает получение данных о положении дел в изучаемой сфере. Об изучаемом объекте. Для получения сведений используют инструменты – тесты, анкеты, вопросники. Что же собой представляют эти инструменты? Со статистической точки зрения – это определенные шкалы. Шкала – последовательность отметок состояния измерительного инструмента.

Задания:

 

1 назовите измерительный инструмент для оценки расстояния

2 назовите измерительный инструмент для оценки запаха

3 назовите измерительный инструмент для оценки цвета

4 назовите измерительный инструмент для оценки личностных свойств, качеств

5 создайте шкалу для измерения расстояния __

6 создайте шкалу для измерения цвета

7 назовите шкалу для измерения характеристик шоколадных конфет

8 назовите шкалу для измерения характеристик высоты

9 назовите шкалу для измерения веса тела

10 назовите шкалу для измерения температуры

11 назовите шкалу для измерения образования

12 напишите по какой шкале измеряют характеристики стакана

13 напишите по каким шкалам измеряют характеристики книги

14 напишите по какой шкале измеряют характеристики образования

15 напишите по каким характеристикам измеряют характеристики психолога; составьте шкалу

16 напишите по каким характеристикам измеряют характеристики личности; составьте шкалу

дайте собственное определение шкалы применительно к собственной науке (на основе данного определения: ШКАЛ˜А измерительного прибора - совокупность отметок и цифр на отсчетном устройстве прибора, соответствующая ряду последовательных значений измеряемой величины.

17 дайте собственные примеры для следующего определения: ИЗМЕРЕНИЕ, совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений (каких приведите 3 примера) с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения (каких единиц приведите 3 примера). Различают прямые измерения (напр., измерение длины проградуированной линейкой) (приведите 3 примера) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами (приведите 3 примера).

 

3. Понятие среднего и связанных с ним понятий.

Как уже могло быть ясно, что статистика имеет дело с совокупностями свойств, качеств изучаемого объекта. Для того, чтобы можно было применять статистические методы необходимо чтобы изучаемых свойств было достаточно много – больше трех. В общем плане мы считаем, что эта совокупность представляет из себя своеобразный организм (целое). психолог изучает свойства этого организма. Для этого каждой совокупности свойств приписывается название. Совокупности проявлений интеллекта приписывается название «интеллект класса». После этого можно начинать статистическое обследование. Таким образом качественному понятию интеллект класса приводится в соответствие совокупность количественно измеряемых свойств.

Здесь возможны два случая:

Интеллект (свойство) можно измерять на множестве разных индивидов;

Интеллект (свойство) можно измерять на одном объекте но в разные отрезки времени. (до и после события (например до и после эксперимента)

 

Задание:

18 Придумайте совокупность индивидов для измерения коммуникабельности

19 придумайте совокупность индивидов для измерения роста

20 придумайте совокупность индивидов для измерения руководящего состава компании

21 придумайте совокупность замеров для измерения авторитарности у одного руководителя

22 придумайте совокупность замеров для измерения общительности у одного руководителя

23 Определите тип шкалы для всех названных ранее шкал

 

 

24 выберите правильное значение среднего применимого в статистике. СР˜ЕДНИЙ, –яя, –ее.

1. Находящийся в середине, между какими–н. крайними точками, величинами, промежуточный. Среднее течение реки. Человек среднего роста. С. возраст. Средние волны (радиоволны длиной от 100 до 1000 м). Выше среднего (сущ.; выше какой–н. нормы). Ниже среднего (сущ.; весьма посредственно).

2. Представляющий собой величину, полученную делением суммы нескольких величин на их количество. Средняя годовая температура. С. заработок. Средняя скорость поезда. Среднее (сущ.) арифметическое.

3. То же, что посредственный. С. ученик. Весьма средние способности. Отвечал урок средне (нареч.).

 

25 Опишите среднее для данных полученных по номинальной шкале

26 Опишите среднее для данных полученных по порядковой шкалы

27 Опишите среднее для данных полученных по метрической шкале

ниже приведены оценки – определите какое среднее более адекватно описывает эти данные

петров

иванов

 

николаев

золин

васюткин

конев

леонтьев

среднее

медиана

мода

2

2

3

4

5

5

5

5

3,875

4,5

5

5

5

3

4

2

2

2

2

3,125

2,5

2

 

Проверка нормальности распределения. Дисперсия. Стандартное отклонение.

Простое среднее имеет статистический смысл только в сочетании со уверенностью, что данное распределение является нормальным.

Способы проверки на нормальность

- визуальное сравнение с кривой Гаусса

- расчет среднего и средне квадратичного отклонения (+- 3)

28 Нарисуйте гистограмму нормального распределения

29 что такое вариационных размах?

30 как рассчитывается дисперсия, объясните ее статистический смысл.. Вычислите дисперсию чисел 4 5 6 5

31 вычислите среднеквадратичное отклонение и объясните его статистический смысл.

4. Проверка статистических гипотез. Выбор нулевой гипотезы. Ошибки и значимость полученных результатов.

Базовой процедурой статистического анализа является сравнение выборочной совокупности с эталонной. Соответственно смысл статистических гипотез1 является предположение о их соответствии. Например при вычислении среднего арифметического таким эталоном является кривая нормального распределения.

В математической статистике о


Теги материала:

статистика

Комментарии (0)
avatar