- О значении терминологии для изучения предмета;
- Основные способы определения понятий
Большинство понятий гуманитарной сферы насыщено абстрактным содержанием, здесь понимание одного понятия требует знания содержания других понятий. Способность понять включает в себя знание приемов определения понятия и «представление» понятия.
Определить понятие – значит, указать необходимые и достаточные[1] существенные черты предмета, ограничивающие его от других. Определить понятие в обшем виде – это значить задать для него существенное содержание и объем.
«Представить» предмет – это, значит, указать либо необходимые, либо достаточные, существенные черты предмета, ограничивающие его от других. При представлении предмета задается либо содержание либо объем понятия.
К основным способам определения относится
- определение через род и вид. При этом сначала определяют род, как ближайшее более широкое понятие, а потом вводят видовое отличие, которое позволяют однозначно определить искомое понятие.
- определение понятия через отношение, при котором определяемое понятие вводится путем выделения отношения с другими равномощными понятиями. Например: Материя – объективная реальность …. Определение через абстракцию вводится путем выделения отношения равенства в изучаемом множестве. Например: стоимость как свойство обмениваемости у товаров, зелень – специфическое общее свойство всех предметов, равноценных с свежей травой
- генетическое определение – определение через выявление механизмов, процессов возникновения, получения, построения.
- операциональные определения – определения через указание на совокупность специфицирующих измерительных процедур.
- остенсивное определение происходит посредством такого указания, которое, сопровождается оперированием существенными аспектами предмета.
В случае, когда нет необходимого и достаточного знания, для определения предмета, применяются способы предпонимания объекта. В логике применяется следующие способы «представления» предмета:
- Указание, разъяснение посредством примера, закона – простое указание на единичный образец без указания на существенные черты наблюдаемого (жидкость – это (вода)), приведение словесного или знакового примера (земной шар это (глобус)), указание на другое явление из которого выводится определяемое (сон – путешествие человека в астральном мире).
- Описание дается путем перечисления явлений. Посредством вербального указания на внешние проявления, отличающие данный предмет от других и указывающие на существенные аспекты изучаемого.
- Характеристика – перечисление лишь некоторых существенных, внутренних свойств изучаемого предмета.
- Сравнение применяется в тех случаях, когда нужно указать на отличительные признаки.
- Различение применяется в случаях, когда важно определить объем изучаемого понятия.
Алгоритм действия при появлении любых трудностей в понимании и при изменении ясности восприятия:
При изменении ясности восприяти- применяются такие тренировочные упражнения как
- Найдите определение и проясните все слова в нем.
- Составьте предложения
- Составьте список из 5-10 слов противоположных или несовместимых слов. Объясните связь.
В случае подозрения на неадекватное понимание или при полном непонимании помогают такие упражнения как -
- Нарисуйте схему, рисунок изображающий слово.
- Составьте из спичек структурную схему, в которой каждая спичка соответствует компоненту определяемого слова.
- Составьте рассказ, в котором главное место занимает изучаемое слово.
- Выделите то значение (или значения), которые используются в философии.
[1] Необходимыми условиями правильности утверждения А называются такие условия, без соблюдения которых утверждение А не может быть верным, достаточными - условия, при выполнении которых утверждение А верно.