Программные представления родителей о социализации


Введение 2

1.1. Установки родителей по отношению к социализации ребенка. 7

1.1.1. Наличие требований к школе 7

1.1.2. Педагогические установки родителей 9

1.1.3. Целевые установки родителей по отношению к сферам социальной жизни 10

1.1.4. Целевые установки родителей по отношению к качествам взрослости 13

1.2. Процесс социализации и психические функции 15

1.2.1. Требования родителей к развитию психических функций 15

1.1.1.1. Эмоциональная сфера. 15

1.1.1.2. Интеллектуальная сфера. 16

1.1.1.3. Потребностно - волевая сфера личности. 18

1.1.1.4. Представления родителей о возрастной динамике развития ребенка. 19

1.2.2. Общие требования родителей к процессу школьной социализации. 29

1.1.1.5. Требования к учителям 30

1.1.1.6. Требования к психологической службе школы 31

1.3. Результаты социализации 33


Введение


Актуальность включения родителей в систему объектов исследования связана со следующими обстоятельствами.

В новой социально-образовательной ситуации родители учащихся начинают активно выражать свою социальную позицию по отношению к образованию.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” они получили право выбора образовательного учреждения, а формирующийся рынок образовательных услуг сделал реальностью возможность реализации этого выбора. Реализуется же эта возможность пока слабо. По состоянию на 5 сентября 1998 года приняли учащихся 18 негосударственных школ, лицеев, гимназий, учебных центров. В них организовано 200 классов (включая подготовительные классы), где обучается 2024 учащихся или 0,4% от численности учащихся в государственных школах. Самое крупное учреждение - общеобразовательное специализированное учебное заведение Международная Академия бизнеса и банковского дела в городе Тольятти. Эта школа имеет весь набор классов - от первого до десятого, в которых обучается 441 учащийся или почти четвертая часть(22%) учащихся всех негосударственных учреждений. Учредители - Администрация Самарской области, Администрация города Тольятти, ОАО АвтоВаз. Самое маленькое - Новый учебный центр «Сириус», в котором три класса - 9,10,11, всего 12 учащихся. Учредители - физические лица.

Высокая эффективность образования достигается там, где динамично поддерживаются высокая степень согласованности социокультурных норм развития ребенка у основных участников образовательного процесса - педагогов, управленцев, родителей. Сегодня эта проблема становится все более и более актуальной в связи с усложняющимся структурами и темпами социальной жизни.

Сфера деятельности педагогов и психологов протекает в практически неисследованном пространстве вполне определенных, устойчивых представлений родителей, учителей и управленцев относительно психического развития ребенка.

Среди факторов, определяющих развитие школы, специалисты выделяют группу “родители”, как важный элемент системы социализации, который влияет на систему образования. Изменения во взглядах родителей важны для процессов социализации и развития детей, их необходимо систематически изучать с целью согласования семейного и школьного образования.

Объектом исследования является родитель как субъект социализации, процесс влияния родителей на систему образования. Оно происходит двояким образом. Во-первых, за счет явно и неявно выраженных требований и ожиданий относительно системы образования. Они содержатся в представлениях родителей о результатах обучения и воспитания в рамках школы и в актах вербального и реального выбора того или иного образовательного учреждения. Во-вторых, родители, как совокупность различных социальных групп, являются носителями социокультурных норм 1 этих групп. Носителем социокультурных норм является взрослый человек. Всякий взрослый вступает в три типа отношений: 1 - отношения с взрослыми своей социальной группы; 2 - отношения со взрослыми других социальных групп; 3 - отношения с детьми.

Предметом изучения являются представления родителей об образовании и нормах психического развития ребенка, социокультурные нормы участников образовательного процесса о развитии и влиянии образования на разные его аспекты (умственные способности, способность общаться с другими, эмоциональное развитие, физические способности, здоровье, возрастную периодизацию, ценностные ориентации).

Социокультурная норма - система требований, которую общность предъявляет каждому из ее членов. Эти требования, по сути, предъявляют собой идеальную модель требований социальной общности к личности. Среднестатистическая же норма характеризует выборку или популяцию, и раскрывает действительные и обычные, т.е. нормальные требования к человеку как сложившемуся или складывающемуся члену общества.

Цель исследования:

Выявление основного содержания представлений о социализации и психическом развитии, их типологизация у различных социальных групп населения области - субъектов образовательного пространства.

Эти факты сознания, как и другие нормы и представления, имеют фактические основания и высокую субъективность, они достаточно неопределенны и представляют собой результат субъективного опыта. Настоящее эмпирическое исследование пытается по мере возможности сформулировать ответы на вопросы, касающихся закономерностей становления коллективных представлений о развитии ребенка. Это важно, тем более, что в литературе, посвященной проблемам образования данная тематика освящена слабо. Результаты публикуемых социологических опросов говорят, как правило, лишь о той удовлетворенности или неудовлетворенности родителями системой образования, как они относятся к инновациям, введенных в школьное обучение и тому подобное.2

Гипотезы исследования:

Различные социальные группы имеют разные представления об идеальном и реальном влиянии образования на развитие ребенка (различный социальный заказ).

Представления родителей об идеальном содержании образования опережает реальные возможности образовательных структур.

Взаимосогласованность представлений об идеальном и реальном влияют на формирование представлений о нормах психического развития.

Существуют устойчивые сочетания социокультурных требований и регулятивов психического развития, связанные с социально-экономическим статусом.

Метод и инструментарий исследования. Для получения эмпирических данных использовался индивидуальный письменный опрос по разработанной анкете, включающей ряд открытых и ряд закрытых вопросов. При обработке данных использованы индуктивный контент-анализ текстов открытых вопросов; корреляционный и факторный анализ и ряд статистических критериев.

В

соответствии с программой исследования общая схема тематического анализа имеет следующий вид:


Процедура сбора данных

Исследование носило аналитический характер. Выборка – целевая. Было опрошено 350 родителей, посещающих родительские собрания, т.е. активно участвующих во взаимодействии семьи и школы. Опрашивались все родители, посещающие родительское собрание в период опроса. выборка по параметру «город-село» соответствует структуре взрослого населения Самарской области . Исходя из среднего размера семьи равного в 1989 году 3,2 человек , от каждого ребенка в выборку попадает один родитель. Учащиеся общеобразовательных школ в 1994 году представлены в соотношении:

Город

62,7%

село и поселки городского типа

37,3%


В выборке родители представлены в соотношении:

Город

60,57%

село и поселки городского типа

39,43%

Выборка корректно отражает мнение активных родителей города и села Самарской области. Для проверки надежности выборки по содержательным вопросам, на основе пробной выборки был определен объем выборки необходимый для получения результатов на уровне значимости p>0,05. Минимальный объем выборки был не более 300 человек.

1.1.Установки родителей по отношению к социализации ребенка.

1.1.1.Наличие требований к школе

Характер установки во многом определяется мотивами отдачи ребенка в школу. Большинство опрошенных родителей (58 %) отдают ребенка в ближайщую школу. Тип школы не является важным фактором для большинства родителей. С другой стороны это означает, что для большинства родителей общеобразовантельная школа является вполне приемлимым выраиантом школьной социализации.


Таблица 1 v2.Как сложилось, что именно в этой школе стал учиться ваш ребенок

Frequency

Percent

1 - школа расположена близко от дома

203

58,0

2 - хотелось отдать ребенка в специализированную школу;

28

8,0

3 - целенаправленно определили ребенка именно в эту школу;

49

14,0

4 - по совету родственников знакомых;

16

4,6

5 – другое

50

14,3

6 - нет ответа

4

1,1

Total

350

100,0

Из таблицы 1 видно, что 42 % родителей активно относятся к выбору школы. При этом каждый седьмой родитель (14,3 %) целенаправленно определяет ту школу, в котором он хочет обучать своего ребенка. Это та часть родителей которые, придают важное значение выбору школы и подготовлены к этому.

Диаграмма 1

Н
аличие требований выявлялось отдельным вопросом «
v5 Были ли у Вас определенные требования к школе» . Оказалось, что 33,7% опрошенных родителей имели определенные требования к школе.


Таблица 2

Т
аким образом хотя большинство родителей не ориентированы на определенный тип школы, сегодня, не менее чем каждый третий родитель имеет определенные требования к той школе, в которую он отдает ребенка. По-видимому это и есть та социальная группа, которая заинтересована в специализированном, нестандартном образовании для своего ребенка.

1.1.2.Педагогические установки родителей

Отдельно выявлялись педагогические установки родителей относительно социализации детей (вопросы 7, 8, 12).

Большинство родителей (53,7%) при ответе на 7 вопрос выбирало один из предложенных вариантов, предполагающих один главный вектор. В то же время каждый третий (29,5%) считает, что школа должна ориентироваться на несколько параметров.

Таблица 3 v7Ориентация на тип социализации

Frequency

Percent

Valid Percent

Cumulative Percent

Valid

1

,3

,3

,3

1-Главное - результат обучения.

56

16,0

16,0

16,3

2-Главное_ чтобы ребенку в школе было хорошо.

60

17,1

17,1

33,4

3- Главное_ чтобы он вырос хорошим человеком.

72

20,6

20,6

54,0

4- нет ответа

58

16,6

16,6

70,6

5- сочетание 1_2_3.

29

8,3

8,3

78,9

6- сочетание 1_2.

41

11,7

11,7

90,6

7- сочетание 1_3.

30

8,6

8,6

99,1

8- сочетание 2_3.

3

,9

,9

100,0

Total

350

100,0

100,0

Только на результат обучения в школе ориентировано 16% родителей, только на то, чтобы ребенку было хорошо 17,1%, немного выше доля тех родителей, которые считают, что главное в школьной социализации – чтобы ребенок вырос хорошим человеком. Обращает на себя внимание тот факт, что невысока доля тех кто ожидает от школы только обучения. Количество родителей выбиравших различные сочетания колебалось около 10% по каждому сочетанию. Таким образом, школа все по прежнему является в глазах родителей институтом социализации, а не только обучения. В среде родителей равномерно представлены ориентации на обучение, личность ребенка и мораль (в широком смысле этого слова).

Для того, чтобы определить предпочтительность ориентации рассматривались данные по общему количеству выборов (респонденты могли выбрать несколько ответов). Наибольшая доля ответов 36,6% выпала на вариант «главное - результат обучения», однако различие от других вариантов несущественно(31 и 32% соответственно).

Таблица 4 v7Ориентация на тип воспитания (количество выборов)

58 missing cases; 292 valid cases

Count

Percent of Responses

Percent of Cases

v7.1главное - результат обучения

156

36,6

53,4

v7.2главное-чтобы ребенку в школе было хорошо

134

31,5

45,9

v7.3главное, чтобы он вырос хорошим человеком

136

31,9

46,6

Total responses

426

100,0

145,9

На сегодняшний день в сознании родителей в равной мере представлены как ориентация на «обучение», и «личность ребенка», так и на «мораль»


1.1.3.Целевые установки родителей по отношению к сферам социальной жизни


Для определения целевых установок задавался вопрос:

8. Как Вы думаете, к чему должна подготовить школа Вашего ребенка? (Можно отметить несколько пунктов). Были предложены следующие варианты ответов:

1 - к продолжению образования;

2 - к трудовой жизни;

3 - самостоятельной деловой жизни;

4 - семейной жизни, созданию собственной прочной семьи;

5 - профессиональной карьере;

6 - общественно-политической деятельности;

7 - жизни по общепринятым законам морали и нравственности.

Ответы родителей (с учетом, что они могли выбрать несколько вариантов) представлены в таблице

Таблица 5

Варианты ответов

Frequency

Percent

Cumulative Percent







1_к продолжению образования;

50

14,3

14,9

1_2

14

4,0

18,9

1_2_3

13

3,7

22,6

1_2_3_4

7

2,0

24,6

1_2_3_4_5

3

,9

25,4

1_2_3_4_5_6_7

4

1,1

26,6

1_2_3_4_5_7

2

,6

27,1

1_2_3_4_6

1

,3

27,4

1_2_3_4_7

5

1,4

28,9

1_2_3_5

1

,3

29,1

1_2_3_5_7

1

,3

29,4

1_2_3_6_7

1

,3

29,7

1_2_3_7

4

1,1

30,9

1_2_4

4

1,1

32,0

1_2_4_5

2

,6

32,6

1_2_4_7

3

,9

33,4

1_2_5

1

,3

33,7

1_2_5_7

1

,3

34,0

1_2_7

7

2,0

36,0

1_3

22

6,3

42,3

1_3_4

10

2,9

45,1

1_3_4_5

4

1,1

46,3

1_3_4_7

3

,9

47,1

1_3_5

5

1,4

48,6

1_3_5_6_7

2

,6

49,1

1_3_5_7

3

,9

50,0

1_3_7

14

4,0

54,0

1_4

11

3,1

57,1

1_4_5

2

,6

57,7

1_4_7

3

,9

58,6

1_5

12

3,4

62,0

1_5_6

1

,3

62,3

1_5_7

4

1,1

63,4

1_7

36

10,3

73,7

2_к трудовой жизни;

5

1,4

75,1

2_3

5

1,4

76,6

2_3_4

2

,6

77,1

2_4

1

,3

77,4

2_4_5

1

,3

77,7

2_4_7

1

,3

78,0

2_5

5

1,4

79,4

3_самостоятельной деловой жизни;

27

7,7

87,1

3_4

9

2,6

89,7

3_4_5

3

,9

90,6

3_4_7

4

1,1

91,7

3_5

2

,6

92,3

3_5_6

1

,3

92,6

3_7

8

2,3

94,9

4_5

1

,3

95,1

4_5_7

1

,3

95,4

4_7

1

,3

95,7

5_профессиональной карьере;

1

,3

96,0

5_7

1

,3

96,3

7_жизни по общепринятым законам морали и нравственности

13

3,7

100,0

Total

350

100,0

Прежде всего обращает внимание множественность выборов, что естественно связано с множественностью ориентаций родителей. Наиболее часто выбирались такие варианты как 1) «школа должна готовить к продолжению образования» (14,3%) и 2) сочетание «школа должна готовить к продолжению образования и жизни по общепринятым законам морали и нравственности» (10,3%). Остальные каждые варианты сочетаний в среднем выбрали 1,4% родителей.


Таблица 6

Pct of Pct of

Dichotomy label Name Count Responses Cases


1Школа должна готовить к продолжению V8.1 256 32,0 73,6

образования

2Школа должна готовить к трудовой жизни V8.2 94 11,8 27,0


3Школа должна готовить к самостоятельной V8.3 166 20,8 47,7

деловой жизни

4Школа должна готовить к семейной жизни V8.4 88 11,0 25,3


5Школа должна готовить к профессиональ- V8.5 64 8,0 18,4

ной карьере

6Школа должна готовить к общеественно- V8.6 10 1,3 2,9

политической жизни

7Школа должна готовить к жизни по V8.7 122 15,3 35,1

общепринятым законам морали

------- ----- -----

Total responses 800 100,0 229,9

2 missing cases; 348 valid cases


Таблица показывает, что подавляющее большинство родителей (73,6%) считает, что государство должно готовить детей к продолжению образования. Здесь подтверждается высокая значимость послешкольного образования. Среднее образование сегодня не считается стандартом. Около половины опрошенных (47,7 %) считают задачей школы – подготовку их детей к самостоятельной деловой жизни. В целом родители ожидают, что школа будет готовить их детей к послешкольному образованию и в последующем к самостоятельной деловой жизни. Минимальное количество родителей (2,9%) предполагают участие школы в формировании гражданского и общественно-политического самосознания. Вся проводимая работа в этой сфере является инициативой государственных органов, не поддерживаемых активно родителями.


1.1.4.Целевые установки родителей по отношению к качествам взрослости


Целевые установки родителей во многом связаны с психологическими и социально-психологическими особенностями взросления их детей.

Для выявления ожидаемого образа взрослости формируемого в рамках школьного образования задавался открытый вопрос:

12. Какие признаки, свойства взрослости должна, по Вашему мнению, сформировать школа?

В ходе анализа полученных ответов предложенные качества были разбиты на 12 типов.(см. таблица ниже)


Таблица 7 ВОПР11 Качества взрослости которые должна формировать школа

Pct of Pct of

Dichotomy label Name Count Responses Cases


ответственность В.11.1 46 13,5 18,2

самостоятельность В.11.2 93 27,4 36,8

рассудительность В.11.3 30 8,8 11,9

уверенность в себе В.11.4 7 2,1 2,8

практичность В.11.5 21 6,2 8,3

получение и использование знаний В.11.6 45 13,2 17,8

жизненная позиция В.11.7 32 9,4 12,6

более ранние физическое развитие В.11.8 14 4,1 5,5

целенаправленность В.11.9 3 ,9 1,2

способность к общению В.11.10 10 2,9 4,0

любовь к труду В.11.11 5 1,5 2,0

более раннее физическое и психическое В.11.13 17 5,0 6,7

развитие

другие черты характера В.11.12 17 5,0 6,7

------- ----- -----

Total responses 340 100,0 134,4

97 missing cases; 253 valid cases

Примерно каждый третий (36,8%) выбрал такое качество как самостоятельность. Среди наиболее часто упоминаемых следующие качества: ответственность (18,2%), получение и использование знаний (17,8%), жизненная позиция (12,6%), рассудительность (11,9%). Эти качества относятся к двум основным аспектам личности – к жизненному самоопределению (включает в себя самостоятельность, наличие жизненной позиции, ответственность) и к образованность (если включать сюда самостоятельность в получении и использовании знания).



1.2.Процесс социализации и психические функции

Социализация ребенка является таким процессом, в котором освоение норм происходит за счет появления новых психических функций и переструктурирования старых. Важным представляется детальное рассмотрение тех психических функций в отношении которых родители проявляют особое внимание.

1.2.1.Требования родителей к развитию психических функций


Выяснение вопроса о отношении родителей к психическим функциям является важнейшим вопросом для построения эффективной психологической службы в регионе. В данном исследовании рассматривались три сферы: эмоциональная, интеллектуальная и потребностно-волевая.

        1. Эмоциональная сфера.

Вопрос20. : Какие чувства или переживания должны быть, по Вашему мнению, наиболее частыми у Вашего ребенка в школе? (Можно отметить несколько пунктов).

20.1. Сопереживания и участия в другом.

20.2. Чувство, что свои мысли и переживания находят отклик.

20.3. Удовлетворенности своими достижениями.

20.4. Удовлетворения, что дело сделано, день прошел не зря.

20.5. Мобилизованности умственных или физических сил и возможностей.

20.6. Чувство особой значимости происходящего.

20.7. Радость открытия истины, решения проблемы.

20.8. Радость красоты Мира.

20.9. Физический комфорт, удобство.

20.10. Радость приобретения.

Результаты ответов приведены в таблице 8

Pct of Pct of

Dichotomy label Name Count Responses Cases


20.1. Сопереживания и участия в другом. V20.1СОП 120 12,4 35,3

20.2. Чувство, что свои мысли и пережива V20.2ЧУВ 105 10,9 30,9

20.3. Удовлетворенности своими достижени V20.3УДО 153 15,8 45,0

20.4. Удовлетворения, что дело сделано, V20.4УДО 167 17,3 49,1

20.5. Мобилизованности умственных или фи V20.5МОБ 88 9,1 25,9

20.6. Чувство особой значимости происход V20.6ЧУВ 16 1,7 4,7

20.7. Радость открытия истины, решения п V20.7РАД 145 15,0 42,6

20.8. Радость красоты Мира. V20.8РАД 80 8,3 23,5

20.9. Физический комфорт, удобство. V20.9ФИЗ 60 6,2 17,6

20.10. Радость приобретения. V20.10РА 33 3,4 9,7

------- ----- -----

Total responses 967 100,0 284,4


10 missing cases; 340 valid cases


Наиболее часто назывались эмоции и чувства так или иначе связанные с успешной учебной деятельностью – «Удовлетворенности своими достижениями» (45%), «Удовлетворения, что дело сделано, день прошел не зря» (49%), Радость открытия истины, решения проблемы «42,6%». Таким образом в эмоциональной сфере родители ориентированы на эмоции и чувства поддерживающие учебу. На втором месте чувства связанные с межличностным общением:

Сопереживания и участия в другом - 35,3%

Чувство, что свои мысли и переживания находят отклик - 35,3%

На третьем месте – эстетические чувства «23,5%», физический комфорт, удобство «17,6%» и мобилизованности умственных или физических сил и возможностей «25,9%».


        1. Интеллектуальная сфера.

Для анализа интеллектуальной сферы рассматривались ответы на вопрос 16. «Внимательно прочитайте приведенный перечень способностей и отметьте: слева в колонке две наиболее развитых у Вашего ребенка, а справа две наиболее важных способности, которые должна развивать школа.»

В следующей таблице представлены данные о том, развитие каких интеллектуальных функций является значимым для родителей.


Таблица 9



Pct of

Pct of

Наиболее развитые у ребенка способности

Count

Responses

Cases





v16а1 Оценивать

90

14,1

27,3

v16а2 Замечать противоречия, ошибки

70

11

21,2

v16а3 Выбирать правильный способ решения

37

5,8

11,2

v16а4 Сравнивать

58

9,1

17,6

v16а5 Иметь позицию

117

18,3

35,5

v16а6 Классифицировать

9

1,4

2,7

v16а7 Проявлять познавательную активност

97

15,2

29,4

v16а8 Богатое воображение, образное мышл

111

17,4

33,6

v16а9 Практичность, рассудочность

50

7,8

15,2


-------

-----

-----

Total re

639

100

193,6


Наиболее часто (35,5%) родители считают что их ребенок умеет формулировать свою позицию, богатое воображение о образное мышление (33,6%), умеет проявлять познавательную активность (29,4), оценивать (27,3%).

Наименее развиты такие умения, которые соотносятся прежде всего с развитием теоретического мышления – умение выбирать правильный способ решения (11,2%) и классифицировать (2,7%).



Таблица 10

Наиболее важные способности, которые должна развивать школа

Count

Pct of Responses

Pct of Cases





v16b1 Оценивать

53

8,9

15,7

v16.b2 Замечать противоречия

67

11,2

19,9

v16b3 Выбирать правильный способ решения

120

20,1

35,6

v16b4 Сравнивать

34

5,7

10,1

v16b5 Иметь позицию

115

19,2

34,1

v16b6 Классифицировать

11

1,8

3,3

v16b7 Проявлять познавательную активность

56

9,4

16,6

v16b8 Богатое воображение

60

10

17,8

v16b9 Практичность, рассудочность

82

13,7

24,3

Total

598

100

177,4

Наибольшая доля родителей считают, что их дети должна уметь выбирать правильный способ решения (35,6%) и уметь формулировать свою позицию по изучаемому материалу (34,1%). Эти интеллектуальные способности лежат в основе формирования теоретического мышления.

В целом на этот вопрос ответило 320 родителей из 350 опрошенных. Таким образом подавляющее большинство родителей имеют вполне определенные требования к интеллектуальному развитию ребенка, основанному на теоретическом мышлении и соответственно они могут способствовать усилиям педагогов и психологов, направленных на развитие теоретического мышления.


        1. Потребностно - волевая сфера личности.

Большинство родителей считают, что их ребенок должен ориентироваться на такие потребности, которые относятся к межличностным отношениям (стремление приносить радость другим – 61% и чувство расположения, уважения к другим – 59%). В то же время 60,6% считают важным формирование прагматизма - Желание добиться практических результатов. Наименее популярны (менее 10%) утилитарные (Умение наживать, накапливать) и карьерные (Стремление к завоеванию признания) потребности. Родители относительно редко называют потребности эстетического, познавательного плана. Большинство родителей не поддерживает стремления пассионарного вида – решительность, азартность и стремление к необычному (16-18% согласились с этим мнением) .

Таблица 11

Какие из них Вы бы хотели, чтобы школа воспитывала (или поддерживала) в Вашем ребенке? (Можно отметить несколько пунктов)


Pct of

Pct of

Count

Responses

Cases





v14.1 Стремление приносить радость другим

213

19

61,2

v14.2 Чувство расположения, уважения к другим

205

18,3

58,9

v14.3 Стремление к завоеванию признания

34

3

9,8

v14.4 Желание добиться практических результатов

211

18,8

60,6

v14.5 Решительность, азартность.

57

5,1

16,4

v14.6 Стремление к необычному

62

5,5

17,8

v14.7 Стремление нечто понять

97

8,7

27,9

v14.8 Стремление придавать окружающему черты красоты

66

5,9

19

v14.9 Уравновешенность, душевный покой.

131

11,7

37,6

v14.10 Умение наживать, накапливать.

32

2,9

9,2

v14.11 Стремление к чему-то еще.

12

1,1

3,4

Total

1120

100

321,8




        1. Представления родителей о возрастной динамике развития ребенка.

В работе был рассмотрен вопрос о связи возраста ребенка и проблем, решаемых родителями.

Родителям задавался вопрос –

10. Почти все родители в период обучения ребенка в школе сталкиваются с теми или иными трудностями. А какие трудности и в каком возрасте были у Вас с вашим ребенком (детьми)?

Полученные ответы были классифицированы по следующим типам

а) трудности в обучении (учебе)

  1. источник- личностные свойства ребенка

  2. источник- интеллектуальные свойства ребенка

  3. источник освоение предметов, умений

  4. источник --конкретный педагог

  5. источник --организация учебного процесса -школа

  6. источники связанные с упущениями родителей

  7. источник перенагрузка вне школы.

  8. Период адаптации к школе

  9. Не знаю в чем проблема


б) - трудности в поведении:

1. источник- личностные свойства ребенка

2. источник особенности возраста

3. источник --организация режима дня

4. источники связанные с упущениями родителей

5. источники связанные с упущениями учителей

6. источники связанные с отношениями со сверстниками

7. период адаптации к школе

8. другое

9. не знаю


Group $V10IВОЗ возраст проявления трудности


Pct of Pct of

Category label Code Count Responses Cases





до 6 лет 1 14 4,5 7,0

7-11 лет 2 194 63,0 96,5

12-16 лет 3 99 32,1 49,3

17 лет и более 4 1 ,3 ,5

------- ----- -----

Total responses 308 100,0 153,2


Group $В10


Pct of Pct of

Category Count Responses Cases

возраст

4 2 ,6 1,0

5 1 ,3 ,5

6 11 3,6 5,5

7 84 27,3 41,8

8 34 11,0 16,9

9 26 8,4 12,9

10 32 10,4 15,9

11 18 5,8 9,0

12 35 11,4 17,4

13 16 5,2 8,0

14 23 7,5 11,4

15 16 5,2 8,0

16 9 2,9 4,5

17 1 ,3 ,5

------- ----- -----

Total responses 308 100,0 153,2


149 missing cases; 201 valid cases



Наибольшее количество проблем в обучении зафиксировано в возрастных периодах 6-8, пик приходится на 7 лет и период от 12 до 14 с пиком на 12 лет. В целом это соответствует данным педагогических наблюдений и говорит о адекватности представлений родителей о проблемах обучения. Среди источников наиболее часто называются: источник- личностные свойства ребенка, источник освоение предметов, умений. При этом если освоение школьных предметов является проблемой в основном в младшем школьном возрасте, то личностные свойства ребенка вызывают проблемы дважды – в период вхождения в школу и в подростковый период.

Личностные свойства ребенка назывались практически единственным источником проблем поведения.


Н
аибольшее количество проблем поведения у активных родителей возникает в возрасте 7-9 лет. Выявилась интересная закономерность, заключающаяся в том , что наиболее актуальны проблемы поведения в возрасте 7-9 лет, и в несколько раз менее актуальны в 12-14 лет. Это означает, что активные родители как правило не имеют проблем подросткового возраста. Соответственно вовлечение родителей в сферу взаимодействия со школой позволит сгладить остроту феномена «трудных подростков» в школе.

Отдельной проблемой является интерпретация ответов родителей, когда они называют возраст но не называют проблему. Мы считаем, что этот феномен связан в основном с недостатками педагогической и психологической культуры родителей. Эта область является зоной конструктивного сотрудничества родители с педагогами и психологами. С этой точки зрения необходимо прежде всего помогать родителям, имеющими детей 7-9 лет в сфере проблем обучения с одной стороны и родителям, имеющими детей 7 и 12 лет в сфере проблем поведения.

Резюме. Личностные свойства ребенка являются источником трудности как в сфере обучения, так и в сфере поведения. Это указывает на особую важность развития личностных качеств ребенка в процессе социализации. Для активных родителей как правило не актуальна проблема «трудного подростка». Основным направлением дальнейшего сотрудничества школы с родителями является помощь работа по формированию педагогической и педагогической культуры решения проблем поведения и обучения детей 6-9 и 12-15 лет. Представленные данные говорят о наличии устойчивых сочетания проблем психического развития ребенка, связанные с возрастом и взрослением ребенка.


Group $ТРУДН_О трудности обучения


Pct of Pct of

Category label Code Count Responses Cases


1. источник- личностные свойства ребенка 1 56 23,0 30,9

2. источник- интеллектуальные свойства р 2 3 1,2 1,7

3. источник освоение предметов, умений 3 64 26,3 35,4

4. источник -конкретный педагог 4 1 ,4 ,6

5. источник -организация учебного процес 5 17 7,0 9,4

6. источники связанные с упущениями род 6 2 ,8 1,1

7. источник - перегрузка вне школы. 7 3 1,2 1,7

8. другое 8 6 2,5 3,3

9. не знаю 9 91 37,4 50,3

------- ----- -----

Total responses 243 100,0 134,3


169 missing cases; 181 valid cases




Group $ТРУДН_П трудности поведения


Pct of Pct of

Category label Code Count Responses Cases


1. источник- личностные свойства ребенка 1 73 49,3 62,4

2. источник особенности возраста 2 4 2,7 3,4

4. источники связанные с упущениями род 4 3 2,0 2,6

5. источники связанные с упущениями учи 5 2 1,4 1,7

6. источники связанные с отношениями со 6 3 2,0 2,6

7. период адаптации к школе 7 1 ,7 ,9

8. другое 8 3 2,0 2,6

9. не знаю 9 59 39,9 50,4

------- ----- -----

Total responses 148 100,0 126,5


233 missing cases; 117 valid cases



Group $V10IВОЗ возраст проявления трудности


Pct of Pct of

Category label Code Count Responses Cases


до 6 лет 1 14 4,5 7,0

7-11 лет 2 194 63,0 96,5

12-16 лет 3 99 32,1 49,3

17 лет и более 4 1 ,3 ,5

------- ----- -----

Total responses 308 100,0 153,2


149 missing cases; 201 valid cases




* * * C R O S S T A B U L A T I O N * * *


$ТРУДН_О (group) трудности обучения

by $V10IВОЗ (group) возраст проявления трудности



$V10IВОЗ


Count до 6 лет 7-11 лет 12-16 ле 17 лет и

Row pct т более Row

Col pct Total

Tab pct 1 2 3 4

$ТРУДН_О 

1 1 44 32 0 77

1. источник- личност 1,3 57,1 41,6 ,0 18,6

5,9 16,8 24,1 ,0

,2 10,6 7,7 ,0



2 0 3 6 0 9

2. источник- интелле ,0 33,3 66,7 ,0 2,2

,0 1,1 4,5 ,0

,0 ,7 1,4 ,0



3 5 74 31 3 113

3. источник освоение 4,4 65,5 27,4 2,7 27,2

29,4 28,2 23,3 100,0

1,2 17,8 7,5 ,7



4 0 1 0 0 1

4. источник -конкрет ,0 100,0 ,0 ,0 ,2

,0 ,4 ,0 ,0

,0 ,2 ,0 ,0



5 2 23 9 0 34

5. источник -организ 5,9 67,6 26,5 ,0 8,2

11,8 8,8 6,8 ,0

,5 5,5 2,2 ,0



6 0 4 1 0 5

6. источники связанн ,0 80,0 20,0 ,0 1,2

,0 1,5 ,8 ,0

,0 1,0 ,2 ,0



7 1 3 2 0 6

7. источник - перегр 16,7 50,0 33,3 ,0 1,4

5,9 1,1 1,5 ,0

,2 ,7 ,5 ,0



8 1 7 4 0 12

8. другое 8,3 58,3 33,3 ,0 2,9

5,9 2,7 3,0 ,0

,2 1,7 1,0 ,0



9 7 103 48 0 158

9. не знаю 4,4 65,2 30,4 ,0 38,1

41,2 39,3 36,1 ,0

1,7 24,8 11,6 ,0



Column 17 262 133 3 415

Total 4,1 63,1 32,0 ,7 100,0


Percents and totals based on responses


169 valid cases; 181 missing cases



* * * C R O S S T A B U L A T I O N * * *


$ТРУДН_О (group) трудности обучения

by $V10IВОЗ (group) возраст проявления трудности



$V10IВОЗ


Count до 6 лет 7-11 лет 12-16 ле 17 лет и

Row pct т более Row

Col pct Total

Tab pct 1 2 3 4

$ТРУДН_О 

1 1 44 32 0 49

1. источник- личност 2,0 89,8 65,3 ,0 29,0

9,1 26,2 37,2 ,0

,6 26,0 18,9 ,0



2 0 3 6 0 3

2. источник- интелле ,0 100,0 200,0 ,0 1,8

,0 1,8 7,0 ,0

,0 1,8 3,6 ,0



3 5 74 31 3 61

3. источник освоение 8,2 121,3 50,8 4,9 36,1

45,5 44,0 36,0 300,0

3,0 43,8 18,3 1,8



4 0 1 0 0 1

4. источник -конкрет ,0 100,0 ,0 ,0 ,6

,0 ,6 ,0 ,0

,0 ,6 ,0 ,0



5 2 23 9 0 17

5. источник -организ 11,8 135,3 52,9 ,0 10,1

18,2 13,7 10,5 ,0

1,2 13,6 5,3 ,0



6 0 4 1 0 2

6. источники связанн ,0 200,0 50,0 ,0 1,2

,0 2,4 1,2 ,0

,0 2,4 ,6 ,0



7 1 3 2 0 3

7. источник - перегр 33,3 100,0 66,7 ,0 1,8

9,1 1,8 2,3 ,0

,6 1,8 1,2 ,0



8 1 7 4 0 6

8. другое 16,7 116,7 66,7 ,0 3,6

9,1 4,2 4,7 ,0

,6 4,1 2,4 ,0



9 7 103 48 0 86

9. не знаю 8,1 119,8 55,8 ,0 50,9

63,6 61,3 55,8 ,0

4,1 60,9 28,4 ,0



Column 11 168 86 1 169

Total 6,5 99,4 50,9 ,6 100,0


Percents and totals based on respondents


169 valid cases; 181 missing cases



* * * C R O S S T A B U L A T I O N * * *


$ТРУДН_П (group) трудности поведения

by $V10IВОЗ (group) возраст проявления трудности



$V10IВОЗ


Count до 6 лет 7-11 лет 12-16 ле

Row pct т Row

Col pct Total

Tab pct 1 2 3

$ТРУДН_П 

1 5 81 42 128

1. источник- личност 3,9 63,3 32,8 47,9

55,6 50,0 43,8

1,9 30,3 15,7



2 1 3 4 8

2. источник особенно 12,5 37,5 50,0 3,0

11,1 1,9 4,2

,4 1,1 1,5



4 1 3 1 5

4. источники связанн 20,0 60,0 20,0 1,9

11,1 1,9 1,0

,4 1,1 ,4



5 0 2 1 3

5. источники связанн ,0 66,7 33,3 1,1

,0 1,2 1,0

,0 ,7 ,4



6 0 2 0 2

6. источники связанн ,0 100,0 ,0 ,7

,0 1,2 ,0

,0 ,7 ,0



7 0 1 0 1

7. период адаптации ,0 100,0 ,0 ,4

,0 ,6 ,0

,0 ,4 ,0



8 1 4 1 6

8. другое 16,7 66,7 16,7 2,2

11,1 2,5 1,0

,4 1,5 ,4



9 1 66 47 114

9. не знаю ,9 57,9 41,2 42,7

11,1 40,7 49,0

,4 24,7 17,6



Column 9 162 96 267

Total 3,4 60,7 36,0 100,0


Percents and totals based on responses


113 valid cases; 237 missing cases



* * * C R O S S T A B U L A T I O N * * *


$ТРУДН_П (group) трудности поведения

by $V10IВОЗ (group) возраст проявления трудности



$V10IВОЗ


Count до 6 лет 7-11 лет 12-16 ле

Row pct т Row

Col pct Total

Tab pct 1 2 3

$ТРУДН_П 

1 5 81 42 72

1. источник- личност 6,9 112,5 58,3 63,7

71,4 68,1 62,7

4,4 71,7 37,2



2 1 3 4 4

2. источник особенно 25,0 75,0 100,0 3,5

14,3 2,5 6,0

,9 2,7 3,5



4 1 3 1 3

4. источники связанн 33,3 100,0 33,3 2,7

14,3 2,5 1,5

,9 2,7 ,9



5 0 2 1 2

5. источники связанн ,0 100,0 50,0 1,8

,0 1,7 1,5

,0 1,8 ,9



6 0 2 0 2

6. источники связанн ,0 100,0 ,0 1,8

,0 1,7 ,0

,0 1,8 ,0



7 0 1 0 1

7. период адаптации ,0 100,0 ,0 ,9

,0 ,8 ,0

,0 ,9 ,0



8 1 4 1 3

8. другое 33,3 133,3 33,3 2,7

14,3 3,4 1,5

,9 3,5 ,9



9 1 66 47 57

9. не знаю 1,8 115,8 82,5 50,4

14,3 55,5 70,1

,9 58,4 41,6



Column 7 119 67 113

Total 6,2 105,3 59,3 100,0


Percents and totals based on respondents


113 valid cases; 237 missing cases



1.2.2.Общие требования родителей к процессу школьной социализации.

Современная школа выполняет множество функций. Родители имеют свои представления относительно того в какой сфере влияние школы должно быть более выражено. Таким образом выражаются общие требования к процессу социализации.

Родителям задавался вопрос:

25. В какой области влияние школы на Вашего ребенка должно быть максимальным?

Мнение родителей представлено в таблице 12.



Pct of Pct of

Dichotomy label Name Count Responses Cases


25.1 в области получения знаний V25.1В_О 269 57,6 81,0

25.2 в нравственном воспитании V25.2В_Н 68 14,6 20,5

25.3 в сфере мировоззрении V25.3В_С 22 4,7 6,6

25.4 при развитии способностей V25.4ПРИ 56 12,0 16,9

25.5 при формировании характера V25.5ПРИ 28 6,0 8,4

25.6 в сфере моральности поведения V25.6В_С 24 5,1 7,2

------- ----- -----

Total responses 467 100,0 140,7


Подавляющее большинство родителей - 81% по прежнему считает, что наибольшее влияние школа должна оказывать в области получения знаний. На сегодняшний день все остальные сферы, по мнению родителей относятся к второстепенным. Обращает на себя внимание, что среди второстепенных наиболее важно нравственное воспитание (20%), и развитие способностей ребенка (17%). Наибольшей поддержкой родителей пользуются именно эти сферы школьной социализации. В ходе анализа ответов на этот вопрос выявилось, что родители были склонны выбирать сочетание первого варианта ответа (наибольшее влияние в области получения знаний) с другими. Наиболее часто выбиралось сочетание 1 и 4, то есть родители считают, что получение знания должно сочетаться с развитием способностей ребенка. (см. рисунок ниже)

Рисунок 1




        1. Требования к учителям

Фигура учителя в глазах родителя является достаточно важной. В исследовании выяснялись те качества учителя, которые по мнению родителей особенно важны для развития ребенка. Вопрос позволяет составить коллективный портрет современного учителя, удовлетворяющего требования общества.

Задавался вопрос: Какие качества учителя способствуют развитию Вашего ребенка?

Результаты представлены в таблице:



Таблица 13

Варианты ответов

Count

Responses

Cases





v21.1 великодушие

55

3,5

15,9

v21.2 искренность

148

9,3

42,9

v21.3 интеллигентность

149

9,4

43,2

v21.4 трудолюбие

115

7,3

33,3

v21.5 благожелательность

76

4,8

22

v21.6 благожелательность

64

4

18,6

v21.7 эрудированность

148

9,3

42,9

v21.8 организованность

103

6,5

29,9

v21.9 целеустремленность

48

3

13,9

v21.10 практичность

35

2,2

10,1

v21.11 мудрость

115

7,3

33,3

v21.12 яркая индивидуальность

48

3

13,9

v21.13 понимание учеников

244

15,4

70,7

v21.14 чувство юмора

142

9

41,2

v21.15 интерес ко всему новому

93

5,9

27


-------

-----

-----

Total re

1583

100

458,8





Подавляющее большинство родителей согласны только по одному качеству учителя – понимание учеников (70,7%). Можно сказать, что родители ожидают от учителей детоцентриской позиции в воспитании. Представляется, что данная ситуация ослабляет положение школы как места, где учитель демонстрирует прежде всего эрудированность, интеллигентность. Хотя эти качества выбрала значительная доля родителей (42 и 43% соответственно), но они не входят в однозначно полезные для детей качества.

        1. Требования к психологической службе школы


В последние годы происходит иститутионализация школьных психологов. В связи с сложностью этого процесса представляется интересным выяснить представление родителей о школьном психологе, его возможностях и роли в социализации.

Как видно из представленной ниже таблицы, 45,2% родителей воспринимают школьного психолога как диагноста учебных способностей, считая что от психолога они могут получить знания о уровне и направленность задатков и способностей своего ребенка.

Таблица 14

24. На какие вопросы, Вы хотели бы получать ответы у психолога в школе?


Pct of

Pct of

Dichotomy label

Count

Responses

Cases

24.1. определить уровень и направленность задатков и способностей своего ребенка;

140

27,6

45,2

24.2. определить психологические причины трудностей в обучении;

65

12,8

21

24.3. определить степень эмоционального благополучия ребенка;

50

9,9

16,1

24.4. определить уровень знаний и умений ребенка;

60

11,8

19,4

24.5. обсудить эффективность своих педагогических приемов;

32

6,3

10,3

24.6. обсудить конфликтную ситуацию (в школе, в семье);

16

3,2

5,2

24.7. обсудить проблему развития памяти, внимания, мышления ребенка;

63

12,4

20,3

24.8. обсудить проблемы поведения ребенка (агрессивность, застенчивость, организованность) ребенка;

81

16

26,1

Total

507

100

163,5

Меньше всего родители видят позитивную роль психолога в решении конфликтных ситуаций (5,2%).

Чуть более половины 51% опрошенных выбрали несколько вариантов возможного сотрудничества с психологом. В целом это позитивная тенденция, которая со временем будет усиливаться по мере становлениия и профессионализации школьных психологов. Наиболее популярны среди прочих такие комбинации как: 1-2 (2,9%), 1-7 (2,6%), 7-8 (2,3%). В целом родители называли множество сочетаний, что говорит о разнообразии существующих у них проблем. И они по видимому насят достаточно индивидуальный характер. У родителей нет очевидных сфер семейного воспитания, где проблемы носили бы массовый характер.

1.3.Результаты социализации



1 Социокультурные нормы - это те нормы, которые актуализированы, поддерживаются, реализуются и развиваются группами индивидов.

2 Ковалева А.И. Кризис системы образования// Социс. 1994. № 3. С.102-107.